Поворот по дороге вправо и нам с Аришей открылся вид площадки. Место сбора туристических групп и групп альпинистов. Это площадка, примерно пятьдесят на пятьдесят метров ,огороженная деревянной оградой, такой как же как на пастбищах лошадей. Голые, без коры, тонкие стволы деревьев в паре друг над другом, горизонтально очерчивают линию стоянки. Она слева от тропы на краю склона горы где внизу бежит горная река. Это место также служит площадкой для машин. Здесь люди проверяют снаряжение, перекусывают, ждут отстающих и формируются в команды. Отсюда стартуют к суровой Колке а дальше на Казбек.
Пограничная зона ,и потом нейтральная территория.
Со мной небольшая сумка. Она для документов . Ранее служила местом для плейера. С ней я был в Беслане печальной осенью 2004 года . В Чечне в 2005 году( Грозный, Гудермес , Алханкала, Черноречье, Старопромысловский район,Ножай Юрт, Самашки и др)
3 сентября 2005 года она также была со мной здесь в Кармадоне. Тогда я первый раз попал в это место.
Я жил в Владикавказе в районе БАМа как называют этот район местные жители.
Каждый день на служебной машине нас, группу психологов, возили в Беслан. Там в поликлинике мы принимали пострадавших от теракта людей.
Моя очередная миссия заканчивалась ,и мне позвонил Рудаманов Владимир, психолог- профессионал, родина которого Осетия. Давай пересечёмся.
Мы встретились.
"Хочешь увидеть горы?"
- Вова, конечно!
-Поехали завтра.
Мы ехали на «пазике», старом автобусе. Его трясло на грунтовой дороге. Ехали втроем. Третьим был парень осетин, он из конного театра" Нарты". Снимался в фильме Сергея Бодрова " Связной".
За день до гибели команды Бодрова, он заболел и не поехал в Кармадон.
Теперь он был нашим товарищем, и мы ехали втроем в это место.
Приехав вечером в Кармадонское поселение, мы миновали пограничников и пошли в село Тменикау. Уже темнело. Вова подвел меня к сооружению, стоящему поодаль от домов. Это был склеп, сделанный из скалистой породы камней. Внутри склепа, слева и справа располагались лавки выполненные из камня. На этих лавках, лежали в истлевшей, изорванной временем и ветрами одежде, останки людей. По сути скелеты. Это было жутко.
Ты как бы смотришь в открытую могилу. С лавок взирают на тебя пустыми глазницами люди, жившие почти двести лет назад. Ветер треплет их серые лохмотья . Какой то трепет и почтительность просыпается в душе. Я заглянул еще в два таких сооружения и поспешил отойти от этих древних гробниц.
По пути нас встретил рослый, стройный старик, с аккуратно подстриженными усами. Мы поздоровались и разговорились. Ему было 95 лет и всю жизнь он прожил в этом селе. Этот человек пригласил нас домой переночевать, но мы благодарно отказались и направились в сторону ледника.
Эти воспоминания ,как далекое эхо ,пришли в мою голову. По пути я замечал как изменились те или иные участки пути за прошедшие пятнадцать лет.
Но вернемся к моему повествованию. В 2020 год.
К пропускному пункту пограничников ведёт довольно широкая тропа. Пункт представляет из себя небольшую застеклённую будку два на два метра находящуюся на возвышенности. Слева от будки есть смотровая площадка, закрытая от дождя навесом. Здесь установлен оптический прибор, через который видно все ущелье.
Пока пограничник смотрит пропуск и паспорт, мы с Аришей смотрим через оптику на ущелье.
Проверили наши документы, созвонились с заставой, и пожелали доброго пути. По узкой тропе мы пошли в сторону ледника. Растительность здесь очень разнообразная, вдоль тропы растет крапива, встречаются заросли малины, прямо целые малинники, заходи и рви. Кое где попадается земляника. Даже древний папоротник , роскошный шиповник. Вдоль тропы, на краю склона стоит рябина, ее плоды кое где уже красные, можно рвать и отправлять в котелок. Что я и сделал. Ветер покачивает ее листву на фоне несмолкаемого шума реки.
Идти тяжело, режет плечи лямки,одежда насквозь мокрая от пота. Тропа идёт иногда очень близко к склону и нужно быть внимательным. Если оступиться то можно долго кувыркаться вниз к реке, ударяясь о скрытые валуны живущие на склоне горы. Ручьи журчат и пересекая тропу несут свою воду в реку вниз. Вода чистая, ледяная ,прозрачная очень вкусная. В Кармадоне много минеральных источников.
